Техника спортивного плавания (часть 1)
Под техникой спортивного плавания понимают систему движений, которая позволяет реализовать свои двигательные способности в высокий результат. Понятие охватывает форму, характер, взаимосвязь движений, а также умение пловца ощущать и использовать для продвижения вперёд все силы, действующие на его тело. Понятия “техника плавания”, “двигательные способности”, “технико-тактическое мастерство” неразрывны. Совершенствование этих сторон спортивного мастерства всегда осуществляется в единстве. В работе тренера ДЮСШ приоритет всё же должен быть отдан повышению технического мастерства пловцов.
Техника плавания вариативна. Она постоянно развивается. Примерами могут служить те изменения, которые происходят на наших глазах в технике плавания брассом с кратковременным внутри цикловым “заныриванием”, технике плавания баттерфляем с относительно плоским положением плечевого пояса и упругими непрерывными движениями ногами, технике плавания кролем с длинным силовым гребком, технике выполнения стартов и поворотов с длинным выходом под водой.
Оригинальные элементы техники можно отметить у наших заслуженных мастеров спорта Александра Попова, Дениса Панкратова, и других и у нового поколения – заслуженного мастера спорта Романа Слуднова, мастеров спорта международного класса Ольги Бакалдиной, Дмитрия Коморникова, Анатолия Полякова и других.
Сегодня в каждом способе плавания существует несколько вариантов техники. Большое разнообразие мы находим в индивидуальной манере выполнения отдельных элементов техники. Истоки разнообразия – в постоянной творческой работе тренера и спортсмена по совершенствованию техники с учётом: 1) индивидуальных особенностей спортсмена, 2) закономерностей биомеханики, 3) богатейшего опыта отечественной школы плавания и новых тенденций в развитии мирового плавания, 4) правил соревнований.
Спортивная техника пловца высокого класса индивидуальна. Характер движений спортсмена зависит от его одаренности, спортивного опыта, телосложения, гибкости и силы и т.д. и т.п.
Но было бы заблуждением за индивидуальными особенностями движений пловца не видеть общих закономерностей и характерных черт, присущих рациональным вариантам техники. Вариативность движений, индивидуальные отклонения допустимы. Но одновременно оговариваются границы этих отклонений. Границы суживаются, когда речь заходит о ключевых элементах любого варианта техники.
Десятилетиями тренеры экспериментировали в поисках ответа на два основных вопроса: 1) как снизить встречное гидродинамическое сопротивление телу пловца при его продвижении вперёд с высокой скоростью и 20 как увеличить мощность и эффективность гребков, продвигающих пловца вперёд. Выявлялись и проходили проверку временем наиболее эффективные элементы движений и их согласования. Уточнялись взгляды на технику плавания с учётом закономерностей биомеханики. Так постепенно сложились общие требования к рациональной технике плавания. Рассмотрим эти требования.
1.1. Обтекаемое положение тела пловца в воде. Движения туловищем
Тело спортсмена в воде должно занимать обтекаемое, вытянутое, относительно продольной оси, динамически уравновешенное и сравнительно высокое положение с оптимальным углом атаки. Оно должно обладать оптимальной напряженностью мышц туловища, чтобы иметь основу для координации всех движущих сил, действующих во время плавания на тело.
Для рациональной техники плавания характерны активные вспомогательные движения туловищем, выполняемые с оптимальной амплитудой и в ритме движений руками и ногами.
При плавании кролем на груди и на спине туловище ритмично поворачивается налево и направо относительно продольной оси тела. Эти повороты помогают усилить гребок руками за счёт подключения к рабочим движениям больших мышечных групп спины и груди. Повороты помогают также выполнить гребок по длинной траектории, завершить гребок и пронести руку над водой вперёд с минимальным сопротивлением.
Интересен опыт работы известного тренера Г.Г. Турецкого с многократным олимпийским чемпионом в плавании вольным стилем на коротких дистанциях Александром Поповым над элементом, который они называют “разворот плечевого пояса и поворот туловища”. Когда одна рука входит в воду и начинает захват, другая завершает гребок и покидает воду локтем вверх (смотри ниже в разделе 2 первую фазу цикла в педагогической модели техники плавания кролем). В этот момент туловище пловца начинает поворачиваться относительно продольной оси, обеспечивая оптимальную динамическую позу для движений обеими руками. В то время как мышцы одной руки сокращаются, осуществляя мощный гребок, мышцы другой руки расслабляются и растягиваются, накапливая энергию. А. Попов доводит этот элемент техники до автоматизма.
Г.Г. Турецкий отмечает: “Этот элемент техники мы называем законом байдарочного весла. Он основан на одновременных движениях обеими руками, как будто у пловца в руках двухлопастное весло. Руки двигаются так, что при выходе одной из воды её локоть поднимается высоко вверх; локоть другой руки в это время находится впереди и внизу под водой – рука начинает гребок. Если плечевой пояс обладает достаточной гибкостью, такое движение с выраженным размахом рук выполнить нетрудно. Размах рук и разворот плечевого пояса – характеристики индивидуальные. Они обусловлены ростом, анатомическим размахом рук, гибкостью плечевого пояса и согласованностью движений”.
Г.Г.Турецкий рекомендует несколько упражнений на освоение данного элемента техники:
Упражнение 1. Стоя на суше в наклоне вперёд, в руках лёгкое байдарочное весло (или гимнастическая палка): имитировать движения руками кролем в согласовании с поворотами плечевого пояса, туловища и движениями бёдер.
Упражнение 2. Плавание шести ударным кролем “на сцепление” с паузой в исходном положении на боку, нижняя рука вытянута вперёд, верхняя у бедра. Выполняются шесть ударов ногами кролем, затем – одновременно – одна рука выходит из воды и движется по воздуху локтем вверх (с ускорением к моменту входа в воду), другая совершает длинный гребок до бедра; в это же время туловище (в строгом соответствии с движениями обеих рук) поворачивается на другой бок. Следует пауза в движениях рук, ноги выполняю шесть ударов и т.д.
Упражнение 3. Плавание кролем с высоко поднятой головой и дельфинообразными движениями ногами. Способствует развитию согласованности движений плечевого пояса, таза и бедер. (Ощущение такой согласованности Александр Попов называет чувством “рок-н-ролла”.)
При плавании баттерфляем и брассом верхняя часть туловища выполняет движения вверх и вниз. В эти движения – но с меньшей амплитудой – вовлечен и таз. Ритмичные движения туловищем повышают эффективность движений рук, ног, дыхания, снижают встречное сопротивление.
Во всех способах плавания движения туловищем связаны с выполнением так называемого посыла. Суть его в активном движении плечевым поясом в заключительной фазе цикла, помогающем направить звенья тела по оптимальной траектории вперёд, растянуть наиболее важные для пловца рабочие мышцы, с тем, чтобы использовать энергию упругого мышечного растяжения в начальной фазе гребка руками.
Оптимальное положение головы служит ключом к рациональному положению тела. На протяжении большей части цикла движений голова занимает непринуждённое, комфортное для пловца положение на продольной оси тела, мышцы шеи и плечевого пояса по возможности расслаблены.
Положение головы с расслабленными мышцами шеи рефлекторно снижает напряжение мышц плечевого пояса и спины, способствует эффективному выполнению гребков руками, не создает проблем для вдоха. Оно помогает добиться обтекаемого и динамически уравновешенного положения тела, когда голова не зарывается в воду, а как бы тянет спортсмена вперёд.
Желательно, чтобы тренер определил ученику в качестве наглядного ориентира конкретную точку на голове. Иногда для этого достаточно просто потереть рукой определенное место на макушке, темени, лбу или потянуть слегка за волосы ученика в этом месте. Намеченной точкой спортсмен рассекает воду и ощущает её.
Во всех способах плавания голова на протяжении цикла плавательных движений выполняет небольшие, иногда едва заметные движения в едином ритме с гребками рук. Движения помогают выполнить вдох, усилить отдельные фазы гребка руками, направить тело пловца по оптимальной траектории вперёд.
Высокое положение бёдер у поверхности воды – другой ключ к хорошо обтекаемому и рациональному положению тела. Это требование обязывает, например, при плавании кролем на груди и баттерфляем выполнять движения ногами с небольшим размахом, активно в обоих направлениях, с энергичным посылом бёдер вверх и переразгибанием ног в коленных суставах в момент захлёстывающего удара стопами вниз.
Выполняя удар ногами назад при плавании брассом, спортсмену также необходимо направлять бёдра к поверхности воды и удерживать их вместе с тазом в высоком и обтекаемом положении на протяжении всей основной части последующего гребка руками.
Оптимальная степень напряжения мышц туловища (прежде всего мышц живота и поясницы) должна обеспечивать достаточно жёсткую основу, на которую бы передавались и без потерь направлялись по линии продвижения пловца вперёд силы от рабочих движений руками и ногами. В то же время мышечные группы туловища, участвующие в рабочих движениях руками, должны успевать расслабляться в те моменты цикла, когда они не несут нагрузки.
Мышечные группы туловища служат основой двигательного механизма. Они являются наиболее крупными и, по преимуществу, – наиболее сильными и выносливыми. Осуществляют плавные, упругие движения, могут проявлять довольно большую силу при небольшом напряжении, почему и не так легко утомляются. Залегают мышцы глубоко, прикрепляются к большим поверхностям опорного аппарата, состоят главным образом из медленных мышечных волокон. Режим работы мышц туловища статокинетический – смесь тонического напряжения и динамических сокращений. В силу значительного объёма активной массы медленных мышечных волокон эти группы мышц при интенсивном плавании препятствуют быстрому повышению лактата в крови и тем самым отдаляют момент наступления утомления. Любая программа специальной физической подготовки пловца на суше сопровождающая техническую подготовку, должна предусматривать комплексы упражнений, направленные на основательную проработку мышц и связок туловища и шеи, плечевого пояса, бёдер. Примером комплексов могут служить широко известные “25 золотых упражнений” американского тренера Р.Кифута. А также не менее известные “12 комплексов физической подготовки пловца на суше” заслуженного тренера СССР И.М.Кошкина.
В заключение приведём совет тренера В.Б.Авдиенко. Он рекомендует начинать работу по исправлению недочётов в технике, повышению эффективности гребка и совершенствованию рационального положения тела пловца в воде с постановки правильного положения головы. Затем – последовательно – переходить к плечевому поясу, туловищу, бёдрам, голеням, стопам. При этом следить, чтобы названные звенья тела наилучшим образом участвовали в создании движущих сил и чтобы движения этих же звеньев не вызывали встречного сопротивления.
1.2. Гребок руками – основной источник движущих сил
Руки являются основным движителем при плавании спортивными способами. Даже в брассе, где в создании движущих сил примерно в равной мере участвуют руки и ноги, техника движений руками теснейшим образом связана с дыханием, общей координацией движений, темпом и ритмом плавания. Этому элементу плавания постоянно уделяется пристальное внимание.
Кисть руки и предплечье – главные элементы движителя, его основные рабочие плоскости. Их главной функцией во время гребка является создание непрерывной опоры на воду.
При анализе гребка оцениваются в первую очередь движения кистью и предплечьем. Во время гребка кисть должна двигаться непрерывно, с высокой скоростью относительно воды, с которой она взаимодействует. Траектория кисти должна быть оптимальной по длине и форме, ориентация кисти относительно направления продвижения пловца вперёд – оставаться всё время рациональной.
Положение, близкое к плоскости, перпендикулярной к направлению продвижения пловца вперёд, является наиболее эффективным для кисти и предплечья в основной части гребка. В начальной фазе гребка плоскости кисти и предплечья наклонены к поверхности воды под острым углом. В это время они работают как несущая и направляющая плоскости. Они поддерживают переднюю часть туловища в сравнительно высоком и хорошо обтекаемом положении и способствуют продвижению вперёд с высокой внутри цикловой скоростью за счёт имеющихся в данный момент движущих сил, помогают удержать тело на продольной оси и в обтекаемом положении.
Во время гребка, как правило, кисть взаимодействует с косо направленным потоком воды, как бы накрывая его ладонью. Двигательно-одаренные пловцы опытным путём находят оптимальное положение кисти относительно линии гребка, которое позволяет им: 1) сохранять продолжительный контакт рабочей плоскости кисти со сравнительно большой массой воды во время гребка; 2) выполнять движение в устойчивом потоке и тем самым лучше ощущать гребок и точнее управлять им; 3) выполнять гребок с высокой скоростью.
Если функция кисти и предплечья состоит в создании опоры о воду, то функция плеча и плечевого пояса заключается непосредственно в продвижении тела пловца вперёд относительно этой опоры.
Плечо – основной рычаг гребкового механизма. Мышцы плеча, плечевого пояса и туловища служат главными элементами двигателя пловца. От мощности их сокращения зависит величина ускорения тела пловца во время гребков руками.
Рука начинает гребок выпрямленной. Основную часть гребка она должна выполнить с оптимальной степенью сгибания и разгибания в локтевом суставе.
Тренер и спортсмен опытным путём подбирают степень сгибания и разгибания руки в локтевом суставе. Этот элемент техники должен: 1) придать рабочим звеньям руки рациональную форму и необходимую жесткость при опоре о воду; 2) быстрее вывести руку в положение, выгодное для приложения сил к опоре и сохранить это положение на возможно большем участке гребка; 3) обеспечить рациональную по форме, длине и направлению траекторию движения кисти; 4) помочь добиться соответствия сил мышечной тяги силам реакции опоры, возникающим на кисти и предплечье (сгибая и разгибая руку, пловец уменьшает или увеличивает плечо рычага, с помощью которого уравновешиваются названные силы).
“Высокое” положение локтя в начале гребка позволяет вывести плоскость “кисть – предплечье” в выгодное для опоры о воду положение. Суть элемента техники – в опережающем движении кисти по отношению к локтю.
При плавании кролем, баттерфляем, брассом гребок начинается движением кисти и предплечья вперёд – кнаружи – вниз со сгибанием руки в локтевом суставе. Плечо при этом чуть-чуть поворачивается внутрь, локоть разворачивается в сторону (но не назад – вниз!) и удерживается выше кисти. Это позволяет опираться о воду под эффективным углом и придать руке необходимую жесткость.
Подобное опережающее движение кистью по отношению к локтю (с оптимальной степенью жесткости руки в локтевом и лучезапястном суставах) характерно и для плавания на спине.
1.3. Рабочие движения ногами
Рабочая фаза движений ногами носит название удар. Основными опорными звеньями при ударе являются стопа и голень, они обеспечивают примерно 95% сил реакции опоры. Например, при плавании кролем на тыльной поверхности стопы во время удара ногой вниз возникает около 64% полезных сил сопротивления, ещё около 32% аналогичных сил возникает на голени, преимущественно на ее дистальной половине, на бедре полезные силы реакции опоры практически не возникают.
Ноги обладают хорошими возможностями для создания движущих сил. Мышечные группы, участвующие в рабочих движениях ногами, значительно сильнее мышц, осуществляющих гребковые движения руками. Стопа и голень обладают перед кистью и предплечьем преимуществом в площади опорной поверхности. Во всех способах, кроме брасса, ноги работают по типу волнового движителя, что позволяет стопе эффективно взаимодействовать с потоком даже на высокой скорости. При этом стопы должны хорошо опираться о воду и отталкиваться от нее в направлении вперёд, а бёдра – выполнять непрерывные и упругие движения. Не допускать провала бёдер! Не опускать бёдра и стопы слишком глубоко!
При умеренной амплитуде движений бедер и их рациональном положении встречное сопротивление воды при плавании с помощью ног может быть сведено к минимуму. С учётом этого пловцы, при необходимости, используют во всех способах плавания, кроме брасса, длинные выходы под водой после старта и поворотов с помощью движений одними ногами, принимая наиболее обтекаемое положение с вытянутыми вперед руками.
И всё же, при плавании с полной координацией, ноги создают меньшую силу тяги по сравнению с руками, за исключением способа брасс. Поэтому координационно движения ногами во всех способах подчинены движениям руками и дыханию. Помимо создания продвигающих сил, движения ногами должны: 1) усиливать отдельные фазы движений руками; 2) сглаживать внутри цикловые колебания скорости; 3) компенсировать отрицательное действие некоторых поперечных и вертикальных сил, возникающих во время движений руками и туловищем; 4) содействовать поддержанию уравновешенного, обтекаемого и сравнительно высокого положения тела.
1.4. Согласование движений
Рациональное согласование движений – наиболее тонкий элемент техники, ярко отражающий индивидуальные особенности пловца. Основные моменты согласования движений рук, ног, туловища и дыхания описаны ниже в педагогических моделях техники конкретных способов плавания. Но по существу, согласование движений в единое целое – это область творческой работы тренера и спортсмена. Это – формирование индивидуального стиля пловца.
Ритм, темп и длина шага
В основе эффективности циклических локомоций лежит ритм движений. Сохранение его постоянства или, наоборот, его изменения сказываются в первую очередь на скорости плавания. Рациональный ритм тесно связан с оптимальным соревновательным темпом данного пловца. Управление скоростью идёт за счёт изменения ритма, темпа и длины шага.
Темп и ритм – показатель чрезвычайно индивидуальные и консервативные для освоенного варианта техники, достигнутого уровня подготовленности, этапа возрастного развития пловца. Однако, как показывает практика, можно говорить и об оптимальных величинах соревновательного темпа и длины шага высококвалифицированных пловцов. Ориентиром для работы в этом направлении могут служить средние величины темпа и длины шага финалистов Олимпийских игр 1996 года на дистанциях 100 и 200 м в различных способах плавания, приводимые в приложении.
Примером продуктивного подхода к формированию индивидуальной техники пловца служит опыт работы тренера Г.Г.Турецкого с олимпийским чемпионом Александром Поповым. “Ритм, грация и естественность движений…” – так комментирует Г.Г.Турецкий технику плавания своего ученика. Тренер и ученик считают оптимальный ритм движений главным фактором стабильного продвижения по дистанции. Для тренировки ритма А.Попов выполняет упражнения, в которых чередуется быстрое плавание с минимальным количеством гребков и оптимальным соревновательным ритмом и “сверхмедленное” плавание с сохранением того же ритма. Контролируют ритм посредством дыхания – дыхательный цикл объединяет элементы движений в единое целое.
“При оптимальной скорости плавания, – отмечает Г.Г.Турецкий, – создаётся впечатление, что Александр просто прогуливается по дорожке: так непринуждённо он движется вперёд, преодолевая сопротивление”. Тот, кто видел технику этого пловца, согласится с приведенными словами. На высшей ступени технического мастерства А.Попов освоил такую ритмику движений, при которой он наилучшим образом использует для продвижения вперед силы мышечной тяги, инерции, упругого растяжения мышц и связок.
Заметим, что с биомеханической точки зрения тело пловца и его рабочие звенья представляют собой систему, в которой одна часть механической энергии рассеивается (например, затрачивается на преодоление сопротивления водной среды), а другая – сохраняется и используется при последующих движениях. Существует три пути сохранения механической энергии при движениях пловца: 1) переход кинетической энергии движения в энергию упругой деформации мышц и сухожилий и дальнейшее использование этой энергии для повышения мощности гребка; 2) переход механической энергии движения от одного звена к другому (например, при входе руки в воду после ее проноса по воздуху – часть инерционных сил, приложенных к руке, реализуется в поступательное движение тела пловца – т.е. тянет его вперед; другая часть – преобразуется в энергию упругого растяжения рабочих мышц спины и плечевого пояса); 3) переход кинетической энергии движения в потенциальную энергию высокого положения звеньев тела и обратно.)
Техника плавания А.Попова – хорошая иллюстрация наиболее рационального использования механической энергии, создаваемой во время гребковых движений.
Г.Г.Турецкий и А.Попов называют свой подход к совершенствованию техники плавания “принципом трех Р.” – ритм, разворот плечевого пояса, расслабление.
О ритме движений было сказано только что, о развороте плечевого пояса и повороте туловища – в разделе 1.1. Несколько слов о расслаблении и соревновательном темпе.
Если навык плавания доведен до автоматизма, спортсмен имеет возможность расслабиться даже на большой скорости плавания. “Расслабление – ключ к совершенству, – отмечает Г.Г.Турецкий, – оно помогает уменьшить количество затрачиваемой при плавании энергии. Самый лучший способ добиться соединения трех названных элементов техники (трех “Р”) – это работать над соревновательным темпом, плавать с высокой скоростью, используя правильную технику, и больше соревноваться”.
Для формирования соревновательного темпа спортсмену предлагается проплыть серию отрезков строго в темпе соревновательной дистанции, но со скоростью, адекватной текущему состоянию его подготовленности (если во время упражнения несколько снижается длина шага, озабоченности у Г.Г.Турецкого это не вызывает). Мастерство в управлении темпом и ритмом движений на дистанции приобретается в стартах на соревнованиях.
На соревнованиях формируется и умение пловца регулировать мышечные усилия, добиваться высокой скорости плавания с оптимальной затратой сил. По этому поводу Г.Г.Турецкий замечет: “Когда мы говорим о технике плавания, то не должны забывать, что это понятие включает в себя не только биомеханические параметры (частота гребков, длина гребка и т.д.), но также реакции организма (ЧСС, уровень лактата и т.д.) и, конечно, результат на соревнованиях и курсовках. Пловцу необходимо выработать баланс между усилиями и техникой – тогда он сможет развивать желаемый темп и необходимую интенсивность…”
1.5. Контроль за техникой плавания
В 1970-80-х годах в нашей стране была разработана и доказала свою высокую эффективность на практике методика анализа и контроля технической подготовки пловца с опорой на модели техники плавания. Методика широко использовалась в работе, как тренеров сборных команд страны, так и тренеров ДЮСШ.
В наши дни, когда широкое распространение получили высококачественные видеокамеры и видеомагнитофоны, эта методика получает второе дыхание. Суть методики сводится к следующему. Тренер делает надводную или подводную видеозапись спортивной техники ученика в условиях тренировки или соревнований. Анализирует технику по фазам цикла, сравнивая движения ученика с требованиями педагогической модели техники, делает выводы. С учетом выводов вносит необходимые коррективы в процесс спортивной подготовки, подбирает необходимые технические упражнения, обсуждает проблему с учеником и вводит новые методические установки и наглядные ориентиры.
Анализ и контроль техники удобнее вести, если пользоваться для записи результатов анализа специальными картами. Примерная форма карт приведена в приложении. Карты можно ксекопировать и использовать в повседневной работе. Результативность работы повышается, если подобные карты анализа ведут и ученики.
1.6. Единство технической, тактической и функциональной сторон подготовленности
Эффективность техники (высокий уровень скорости плавания), ее надежность и экономичность обусловлены рядом факторов. Это:
- функциональная и тактическая подготовленность пловца к тому режиму мышечной деятельности, в котором оказывается его организм по ходу соревновательной борьбы на дистанции или по ходу выполнения тренировочного упражнения;
- степень мобилизации пловца на отдельных участках дистанции или на отдельных отрезках тренировочного упражнения, адекватность мобилизации тактическому замыслу и уровню функциональной подготовленности;
- освоенность и вариативность техники – ее соответствие изменяющимся по ходу соревновательной борьбы режимам мышечной деятельности.
Все эти факторы взаимосвязаны и относятся к проблеме интегральной подготовленности пловца. Вопросы интегральной подготовки выходят за рамки пособия. Адресуем читателя к литературе, где техническое мастерство рассматривается в тесной взаимосвязи с соревновательной деятельностью, тактикой и функциональной подготовленностью пловцов высокого класса.Продолжение
You Might Also Like
Технические новинки для велосипеда
August 9, 2022 —>
Техника бега. Классика и новые тренды
April 12, 2021 —>
Выбор лыжных ботинок и креплений
January 15, 2021 —>
Leave a Reply Cancel reply
You must be logged in to post a comment.
https://tri.by/articles/mat-chast/tehnika-sportivnogo-plavaniya-chast-1/