Общеразвивающие упражнения по физкультуре для студентов. Картинки
Исходной позицией (далее – ИП) называют основную стойку. Если описание последней отсутствует, спортсмены занимают позицию стоя, спину держит прямо, ступни вместе, руки вдоль туловища. Общеразвивающие упражнения по физкультуре для студентов должны разрабатываться с учетом возраста и физической подготовки учащихся.
Общеразвивающая физкультура для студентов-подростков:
Характер упражнений | Цель занятий | Длительность тренировок | Результат |
Тренировка для конечностей, туловища и шеи без использования предметов | Подготовка к выполнению более сложных задач | 30–40 минут | Укрепление опорно-двигательной, дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем |
Тренировка с использованием гимнастического снаряжения | 10–15 минут |
На выполнение упражнений на месте преподаватель отводит 5–10 минут. Этого времени достаточно для расслабления мышц и подготовки организма к выполнению более сложных заданий. Выполняя задание, спортсмен изменяет положение рук, ног, шеи и корпуса по команде тренера: «раз», «два», «три» и так далее.
Примеры простейших тренировок на месте
Пример упражнений:
- ИП — основная стойка. Разведя в стороны руки, спортсмен поднимает ладони кверху и снова возвращается в ИП.
- ИП – спина выпрямлена, ноги прямые, сведены вместе, локти согнуты, пальцы рук сложены в «замок» на уровне груди. Выпрямив руки, вытягивает вперёд, возвращается в ИП, затем поднимает вверх. Возвращается в ИП.
- ИП – стоя, спина выпрямлена, правая рука поднята вверх, левая опущена вдоль тела. Отведя выпрямленные руки назад, левую поднимает вверх, а правую опускает. Отводит обе руки назад. ИП. Повторяет сначала 10 раз.
- ИП — стоя, ступни сведены вместе, пальцы рук касаются плеч. Задача спортсмена – выполнять круговые махи руками так, чтобы правая двигалась против хода часовой стрелки, а левая — в противоположную сторону. Важно следить, чтобы в процессе выполнения пальцы рук касались линии плеч. Вернувшись в ИП, выполняет сначала, сменив направления движения рук.
- ИП – спина выпрямлена, ступни расставлены на ширину плеч, с согнутыми в локтях руками и прижатыми к груди ладонями, сложенными в «замок». Разворот туловища право — ИП – разворот туловища влево – ИП. Упражнение нужно повторить 5–11 раз.
- ИП – спина выпрямлена, руки на талии, ступни врозь. Два наклона вправо – ИП – два наклона влево – ИП – три наклона вперёд – ИП. Повторяет 5–11 раз.
- ИП – стоя, спину держит прямо, ступни врозь, руки разведены в стороны. Наклон вперёд с полуоборотом вправо (правая рука касается щиколотки левой ноги) – ИП – аналогичный наклон влево – ИП.
Общеразвивающие упражнения без предметов
Составляя комплекс общеразвивающих упражнений по физкультуре для студентов, методист принимает во внимание важность так называемых разогревающих тренировок, позволяющих подготовить организм молодых спортсменов к более сложным этапам занятий. Например, можно начать с отжиманий от пола, приседаний и разработки икроножных мышц (на счёт «раз» спортсмен приподнимается на носки, на счёт «два» принимает исходное положение).
Далее нагрузки постепенно увеличивают, по очереди нагружая различные группы мышц, чередуя упражнения силовые, расслабляющие и развивающие гибкость. Вторую половину тренировки посвящают выполнению сложных задач. Завершают занятия расслабляющими или умеренно-интенсивными упражнениями.
ИП – полусидя:
- Отставляет в влево выпрямленную левую ногу, перенеся центр тяжести на правую. Выполняет три наклона влево, после каждого наклона принимает ИП.
- Переносит центр тяжести на левую ногу. Выпрямленную правую ногу вытягивает вправо. Выполняет наклон к правой ноге. Возвращается в ИП. Дважды повторяет пункты 1 и 2.
ИП – основная стойка:
- Правой ногой делает выпад вперёд, руки заводит за спину. Частично переносит центр тяжести на правую ногу и прокачивает мышцы правой ноги – 3 пружинистых покачивания.
- Подпрыгивает, изменяет положение ног. Прокачивает мышцы левой ноги.
ИП – ступни выставляет на ширину плеч, вытягивает вперёд и немного разводит в стороны руки:
- Правую ногу приставляет к левой. Возвращается в ИП.
- Повторяет для другой ноги.
ИП – стоя, спина выпрямлена, руки опущены, ступни расставлены на ширину плеч:
- В прыжке поднимает руки над головой и хлопает в ладоши. Важно успеть сделать хлопок во время прыжка. Руки не опускать.
- Подпрыгивает снова и возвращается в ИП.
- Повторяет сначала.
ОРУ на месте в парах
Общеразвивающие упражнения по физкультуре часто заканчиваются травмами студентов, что обязательно знают опытные преподаватели. Тренируясь парами, спортсмены, обмениваясь эмоциями, часто не слышат предупреждений преподавателя и нарушают правила выполнения упражнений.
Во время занятий в парах учитель обязан соблюдать несколько правил:
- руководствоваться принципом доступности – не заставлять подопечных выполнять действия, к которым они не подготовлены;
- разбивая студентов на пары, учитывать их рост, вес и физические данные, юношей ставить в пару с юношами а девушек с девушками;
- следить, чтобы спортсмены не мешали заниматься соседним парам;
- заранее уведомить учащихся, из каких ИП им предстоит начинать упражнения
Продолжительность тренировки — 15–20 минут.
ИП – прямая стойка, оба спортсмена поворачиваются к товарищу спиной. Берутся за руки (руки опущены вдоль тела) — одновременно разводят руки в стороны, затем поднимают вверх. Поднявшись на носки, разводят руки в стороны, возвращаются в ИП. Поднимают ладони над головой, берутся за руки. Каждый из участников должен наклониться вперёд (его партнёр прогибается назад), вправо и влево. Те же действия необходимо повторить, взяв друг друга под руки.
Затем поднимают вверх руки, берутся за руки, совершают синхронные выпады вперёд то правой, то левой ногой. Возвращаются в ИП. Выполняют сначала несколько раз.
ИП – лицом друг к другу, руки опущены вдоль тела:
- Слегка наклонившись вперёд, широко расставляют ступни, руки кладут на плечи партнёра. По очереди выполняют наклоны вперёд. Завершив упражнение, возвращаются в ИП. Затем берутся за руки и синхронно выполняют вращательные движения корпусом, изменяя направление.
- Разводят ступни по ширине плеч, пальцы разведенных в стороны рук переплетены с пальцами партнёра. Синхронно совершают серию наклонов корпуса вправо/влево. Затем берут друг друга за локти, выполняют круговые вращения туловищем в одну и другую стороны. ИП.
- Берутся за руки и выполняют серию глубоких приседаний, опираясь сначала на правую, затем на левую ногу. Свободная нога выпрямлена и отведена в сторону. Время выполнения 10–20 секунд.
Упражнения сидя, стоя на руках и лёжа
Пример тренировки:
- ИП — 1-й ложится на живот, вытягивает руки перед собой и сгибает в локтях. 2-й становится над 1-м (его ступни находятся на уровне таза партнёра) и, взяв партнёра за руки, помогает ему максимально прогнуть спину и задержаться в таком положении на 5–15 секунд. Затем оба принимают ИП.
- ИП — 1-й наклоняется вперёд, слегка согнув ноги в коленях и положив руки на пол. 2-й приседает, берёт 1-го за голени и, выпрямившись, поднимает туловище партнёра как можно выше. Задача 1-го — продержаться в этом положении как можно дольше.
- ИП — 1-й садится на пол, ноги врозь, руки заводит за голову, 2-й становится позади партнёра на одно колена и берёт 1-го за локти. 2-й упирается коленом в спину 1-го (область чуть ниже лопаток) и отводит руки партнёра назад. Задача 2-го — помочь товарищу максимально прогнуться и удержаться в этом положении как минимум на 10 секунд.
- ИП – 1-й ложится на живот и, согнув руки в локтях, смыкает пальцы «в замок» на затылке. 2-й садится на поясницу 1-го и захватывает кисти рук партнёра. Цель упражнения: помочь 1-му максимально прогнуть спину (его голова должна оказаться на уровне груди 2-го партнёра) и задержаться в этом положении на 5–10 секунд.
ОРУ на месте в колоннах
Цель преподавателя – научить подопечных работать в команде:
- ИП – руки спортсмена лежат на плечах товарища из предыдущей колонны (руки студентов из 1-й колонны опущены вниз). Разводят руки в стороны – ИП – поднимают вверх — ИП.
- ИП – спина прямая, все участники берутся за руки. Подняв руки кверху, отводят назад правую ногу и тянут носок. Возвращаются в ИП, затем повторяют для левой ноги.
- ИП – прямая стойка, руки по швам. Взявшись за руки, участники, стоящие в одной шеренге, наклоняются вперёд, одновременно отводя назад руки. Возвращаются в ИП и повторяют ещё раз.
- ИП – основная стойка, взявшись за руки. Одновременно поднимают руки вверх и прогибают спину. Затем наклоняются вперёд, делают приседание и возвращаются в ИП. Кладут руки плечи стоящих рядом (в одной шеренге) и выполняют 10 наклонов верёд, причём каждый работает с приемлемой для себя скоростью.
- ИП – руки на плечах впереди стоящего. Каждый участник выполняет наклон туловища право, а затем влево. Затем, не меняя положения рук, делает выпады вправо (правая нога отведена в сторону), а затем влево (левую отставляют в сторону).
- ИП – взявшись за руки. Выпад вперёд правой ногой – руки вытянуты перед собой. Вернувшись в шеренгу, каждый повторяет упражнение для левой ноги, не размыкая рук.
- ИП – руки на плечах стоящих рядом (в одной шеренге). Правая нога вперёд в прыжке. Выполняют 10 раз для каждой ноги под собственный счёт, после чего, не меняя ИП, совершает 12 приседаний в том темпе, который считает приемлемым лично для себя.
Комплекс ОРУ с большим мячом
Общеразвивающие упражнения по физкультуре для студентов, не обладающих достаточной мышечной силой, разрабатываются методистами с использованием резиновых и набивных мячей разного размера. Большие набивные мячи (диаметр 35–40 см, вес 1–5 кг) наполняют морской травой, конским волосом и прочими материалами. Тренируясь с большим мячом, спортсмен развивает силу и ловкость, координацию движений, глазомер и способность моментально напрягать/расслаблять мышцы, когда это необходимо. На тренировку с мячом отводится 10–20 минут.
Пример тренировки:
- ИП — глубоко присев, спортсмен обхватывает ладонями мяч, который лежит на полу. Встаёт, выпрямляет корпус, поднимает мяч на вытянутых руках, одновременно отставляя назад одну ногу с вытянутым носком. Вдох. Возвращается в ИП, делает выдох. Повторяет сначала 2–5 раз.
- ИП – расставив ступни по ширине плеч, разводит руки в стороны, придерживая мяч одной рукой. Делая вдох, разворачивает туловище по направлению к мячу, перекладывая мяч в другую руку. На выдохе возвращается в ИП. Повторяет 2–6 раз каждой рукой.
- ИП – стоя, ступни сведены параллельно друг другу, руки с мячом опущены. Наклонившись вперёд и опустив мяч на пол, описывает ним круг вокруг себя, не сгибая ног. Возвращается в ИП. Катит мяч в противоположную сторону. Это упражнение необходимо выполнить от 1 до 4 раз.
- ИП – спину держит прямо, ступни вместе, руки с мячом опущены. Дугообразно отводит мяч влево, поднимает вверх. Наклонив туловище вправо, правой ногой делает выпад вправо, тянет носок. Выдыхает. ИП. Вдох. Повторяет 7–11 раз каждой ногой.
- ИП – лёжа лицом вверх, мяч между стоп. Поднимает прямые ноги вверх, стараясь не упустить мяч. Делает вдох. Возвращается в ИП и выдыхает. Повторяет в ускоренном темпе до 15 раз.
- ИП – спортсмен стоит прямо, ступни вместе, руки с мячом вытянуты вперёд. Разводит руки и, быстро присев, подхватывает мяч снизу, не давая ему коснуться пола. Повторяет упражнение 8 раз.
- ИП – ступни разведены на ширину бёдер, мяч держит на ладони у плеча. Подбросив мяч кверху, ловит его обеими руками. Повторяет 7–11 раз для каждой руки.
Разработчики общеукрепляющих комплексов рекомендуют завершать тренировку с мячом ходьбой – вперёд или на одном месте. Ударяя по мячу попеременно то правой, то левой рукой, спортсмен подхватывает спортивный атрибут противоположной рукой. Важно следить за дыханием (оптимальное количество вдохов и выдохов 20–30 в секунду).
Комплекс ОРУ с палкой гимнастической
Спортивные снаряды такого рода изготовляются из дерева или железа. Их включают в общеразвивающие упражнения по физкультуре для студентов со слабо развитыми рефлекторными способностями. Длина и толщина гимнастической палки – 100–110 и 2–4 см соответственно. Её вес — от 500 г до 3 кг.
Прежде чем начать тренировку с гимнастической палкой, преподаватель проводит несколько занятий без использования предмета, обучая своих подопечных правилам хватов:
- Хват сверху (обычный). Спортсмен держит палицу обеими руками за оба конца. Последние фаланги согнутых пальцев рук обращены вниз.
- Снизу. Спортивный снаряд держат за концы, изменив способ держания (конечные фаланги пальцев «смотрят» вниз).
- Разный хват. Удержание гимнастической палки сверху одной рукой и снизу другой.
- Узкий хват. Кисти рук во время держания гимнастического предмета расположены рядом.
- Обратный. Прежде чем ухватить палку, спортсмен разворачивает кисти рук вовнутрь.
Поскольку с палкой, расположенной горизонтально, заниматься не сложно, молодые спортсмены быстро осваивают азы техники. Педагог постепенно внедряет усложнённые упражнения по физкультуре, освоивших горизонтальный способ. К тренировкам повышенной сложности относят занятия с вертикально и наклонно расположенной палкой.
Пример тренировки:
- ИП – стоя, ступни расставлены по ширине плеч, палка в вытянутых перед собой руках (хват верхний или нижний). Разворачивается направо, следя, чтобы плечи двигались только в горизонтальной плоскости, а ступни оставались на месте. После возвращения в ИП выполняет аналогичный разворот влево. Повторяет 9–11 раз, размеренно дыша.
- ИП – лёжа лицом вверх, палка (нижний хват) в вытянутых вдоль тела руках. Сгибает одну ногу в колене, пропускает её над палкой и выпрямляет. Возвращается в ИП. Выполняет другой ногой. Повторяет всё сначала, произвольно дыша, 5–11 раз.
- ИП – стоя, палка лежит на полу, справа от спортсмена. После нескольких боковых прыжков через палку переходит к серии высоких подпрыгиваний на месте. Время выполнения — 30 секунд. Завершает упражнение ходьбой на одном месте (20–30 секунд).
Комплекс ОРУ с флажками
Этот вид тренировок относится к категории ритмико-гимнастических.
Они необходимы для развития таких навыков, как реакция и способность сосредотачиваться:
- ИП – основная стойка. Разведя флажки в стороны, спортсмен поднимает их вверх, затем сводит руки перед собой и возвращается в ИП. Повторяет 4 раза.
- ИП – стоя, корпус и руки образуют Т-образную фигуру. Выставляет одну ногу вперёд, разместив флажки у колена другой ноги. ИП. Повторяет 6 раз для каждой ноги.
- ИП – спина прямая, расстояние между ступнями соответствует ширине бёдер, руки с флажками вытянуты вверх. Наклонившись вперёд, опускает флажки к полу, выдыхакт. На вдохе принимает ИП. Повторяет 5 раз.
- ИП – основная стойка. Глубоко приседает, вытягивает руки вперёд. Возвратившись в ИП, повторяет сначала 5–7 раз.
- ИП – флажки держит перед собой в вытянутых руках, ступни расставлены на ширину бёдер. Развернув корпус влево, поворачивает шею и левую руку. ИП. Выполняет в другую сторону. Повторяет сначала 5 раз.
- ИП – основная стойка. Одной ногой делает шаг в сторону, одновременно вытягивая перед собой руки с флажками. Подняв флажки над головой, прогибает спину. ИП. Выполняет для другой ноги. Делает сначала 5 раз.
- ИП – расставив ступни по ширине бёдер, следит, чтобы расставленные руки и корпус образовали Т-образную конструкцию. Делает мах вперёд одной ногой, опустив флажки вниз. ИП. Выполняет другой ногой. Повторяет сначала 7 раз.
- ИП – садится на пол, разводит ступни на расстояние, соответствующее ширине бёдер, флажки над головой. Наклонившись вперёд, старается дотронуться флажками до ноги. ИП. Наклоняется ко второй ноге. Повторяет сначала 5 раз.
- ИП – спортсмен ложится на спину, руки разведены в стороны. Поднимает одну ногу и обе руки кверху, стараясь флажками дотронуться до носка. ИП. Выполняет для другой ноги. Повторяет 6 раз.
- ИП – основная стойка. Расставляет руки, чтобы образовать Т-образный силуэт. Возвращает в ИП сначала одну, а затем другую руку. Повторяет 4–6 раз.
Комплекс ОРУ с обручем
Упражнения из категории ритмико-гимнастических. В процессе 10–15-минутной тренировки улучшается координация движений, а позвоночник приобретает гибкость.
Комплекс упражнений:
- ИП – основная стойка. Придерживая руками обруч, спортсмен удерживает его в вертикальном положении. Вытягивает руки вперёд, поднимая обруч (последний примет горизонтальное положение). ИП и повторяет всё сначала 3–5 раз.
- ИП – основная стойка, обруч держит в горизонтальном положении, перед собой. Наклоняется и перешагивает через обруч (спортсмен оказывается внутри круга). Принимает прямую стойку, придерживая обруч опущенными вдоль тела руками. Наклонившись, выходит из круга и возвращается в ИП. Повторяет 5–7 раз.
- ИП – прямая стойка, ступни врозь, руки с обручем над головой. Наклоняет корпус влево. ИП. Наклоняет вправо. ИП. Повторяет 7 раз.
- ИП – ступни врозь, обруч позади, придерживаемый опущенными вниз руками. Наклоняется вперёд, обруч отводит назад, прогибает спину. ИП. Повторяет 5–7 раз.
- ИП – основная стойка внутри обруча, брошенного на пол. Глубоко приседает и берёт обруч обеими руками. Делает выдох. Выдыхая, подбирает обруч, расправляет спину. Делая выдох, приседает, кладёт обруч. ИП. Повторяет 5–7 раз.
- ИП – стоит, расправив плечи, держит обруч перед собой. Мах ногой (важно постараться дотронуться до обруча). ИП. Мах другой ногой. Повторяет сначала 5–7 раз.
- ИП – спортсмен стоит, расправив плечи, придерживая обруч узким хватом (другой конец спортивного снаряда опирается об пол). Отставляет назад одну ногу, прогибается. ИП. Повторяет для второй ноги. Выполняет сначала 7 раз.
Комплекс ОРУ «Зарядка лыжника»
В процессе 5-минутной разминки спортсмен совершенствует технику лыжного хода. Подростки, не увлечённые этим видом спорта, могут делать зарядку, чтобы развить координацию. Тренировку следует начать с шагов на месте, не забывая об отмашке.
Затем спортсмен принимает ИП – стоит прямо, ступни разводит до ширины плеч и приступает к выполнению более сложных задач:
- Неглубоко приседает, удерживая равновесие с помощью рук и попеременно напрягая и расслабляя мышцы ног. Берёт себя за талию и приступает к серии наклонов (вперёд/назад и вправо/влево), после чего переходит к круговым махам руками вперёд и назад.
- Фиксирует руки, приняв Т-образную позу. Выступает вперёд одной ногой и возвращается в ИП. Повторяет для другой ноги. ИП.
- Совершает серию прыжков и махов руками, изменяя расположение рук и ног (ноги вмести – руки врозь и наоборот).
Комплекс ОРУ силовой направленности
Общеразвивающие упражнения по физкультуре силовой направленности разрабатываются с целью развить выносливость у студентов. Силовая гимнастика для учащихся, которые не собираются связывать свою жизнь с большим спортом, рассчитан на 5–10 минут и подразумевает тренировки с 5–15-килограммовыми гантелями. ИП – основная стойка с гантелями в руках. Подняв спортивные снаряды над головой, спортсмен выставляет ногу вперёд и тянет носок. Возвращается в ИП. Повторяет для другой ноги. ИП.
Расставляет руки, следит, чтобы тыльная сторона запястий «смотрела» вверх. Поворачивает запястья тыльной стороной вниз, и снова вверх. ИП. Вытянув руки с гантелями перед собой (фаланги пальцев «смотрят» вниз) и задержавшись в таком положении, поднимает их над головой (фаланги пальцев «смотрят» друг на друга). ИП. Вытягивает перед собой внутрь ладонями. Глубоко приседает и, опираясь на носки, разводит в стороны. ИП. Вытягивает руки перед собой, затем опускает их перпендикулярно полу, одновременно наклонившись.
Прежде, чем вернуться в ИП, выпрямляется, вытянув конечности вперёд. Более серьёзные силовые тренировки (например, со штангой) входят в комплекс общеразвивающих упражнений по физкультуре для студентов-старшекурсников. Если подросток решил посвятить себя силовому спорту, он может заниматься со штангой индивидуально, под наблюдением тренера.
Видео о комплексе общеразвивающих упражнений
Комплекс общеразвивающих упражнений для студентов:
https://kidteam.ru/obscherazvivayuschie-uprazhneniya-po-fizkulture-dlya-studentov.html