Виды внеклассных мероприятий в школе
Внеклассные мероприятия помогают развивать творческую сторону и учат школьников социализации. В статье мы рассмотрим виды внеклассных мероприятий в школе, цели, задачи внеклассных мероприятий и форматы проведения мероприятий
В статье вы узнаете:
- Внеклассные мероприятия в школе: виды
- Цели и задачи внеклассных мероприятий в школе
- Форматы проведения внеклассных мероприятий в школе
- Этапы подготовки внеклассных мероприятий в школе
Внеклассные мероприятия в школе: виды
Помимо стандартного обучения, в школах организуются и другие виды деятельности. Подобные формы школьной деятельности называются внеклассными или внеурочными часами. В таких мероприятиях школьники участвуют по собственному желанию. Они проводятся с целью закрыть потребности в творческих и образовательных нуждах учеников.
Все внеклассные мероприятия проходят в свободное от уроков время. Ученики из разных параллелей и классов могут принять участие. Внеурочные часы в школе делятся на несколько видов в зависимости от целей.
Внеурочную деятельность можно классифицировать по целям, достигнутым в ходе проведенного процесса. Таким образом, в школе существует три вида внеклассных занятий:
- образовательные и воспитательные;
- развлекательные;
- спортивные и оздоровительные мероприятия.
Образовательная и воспитательная деятельность направлена на повышение познавательной активности учеников, расширение их интересов, углубление знаний и формирование социальных взглядов.
Развлекательный вид внеклассной деятельности в свободное время направлен на то, чтобы дать учащимся новые навыки и умения. Которые проявляются за пределами традиционной образовательной деятельности. Веселые мероприятия способствуют разнообразию школьной жизни и объединяют учеников вне школы.
Внеучебные занятия спортом и досуг способствуют физическому развитию и здоровью школьников. Также это развивает здоровое отношение к конкурентоспособности и личным амбициям, а также учит взаимодействию с командой единомышленников и соперников.
Читайте в журнале Справочник классного руководителя
- Сценарий внеклассного мероприятия «Нескучная опера»
- Как подготовить внеклассное мероприятие «Кино детское, советское…»
- Внеклассное мероприятие о правах ребенка и профилактике правонарушений
Цели и задачи внеклассных мероприятий в школе
Одна из главных целей создания внеклассных занятий – это погружение школьников в необычные условия. Которые доступны только через учебные занятия и в рамках основных школьных дисциплин. Это позволяет подросткам реализовать свои потребности, интересы, способности в областях познавательной, социальной и культурной жизни.
Основные задачи:
- Выявление интересов, склонностей, способностей студентов, возможностей для различных занятий;
- Создание условий для индивидуального развития в выбранной сфере внеклассной деятельности;
- Развитие системы знаний, навыков и компетенций в выбранной сфере деятельности;
- Развитие опыта и творческих способностей творческой деятельности;
- Создание условий для реализации полученных знаний, навыков и компетенций;
- Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- Расширение сферы общения с обществом.
При организации школьных мероприятий важно не только понимать цели и задачи которые встают перед каждым проведением. Также необходимо помнить, что любой вид внеурочной деятельности, в которой участвуют дети, должен иметь общественную и социально-значимую направленность.
Читайте в журнале Управление начальной школой
- План-конспект брейн-ринга по литературному чтению
- Совместный творческий проект детей и родителей для итогового собрания
- Организация игры-викторины в честь Всемирного дня прав ребенка
Форматы проведения внеклассных мероприятий в школе
От вида внеклассной деятельности зависит выбор формата мероприятия и места его проведения. Оно может проводиться как в школе, так и за ее пределами. Структура разных форм внеклассного досуга различна, но можно выделить общие элементы. При подготовке к семинару, кружку или факультативам вся работа делится на три части:
- теоретическую;
- критико-аналитическую;
- творчески-практическую деятельность.
Ниже мы рассмотрим подробнее некоторые форматы проведения мероприятий в школах.
Читайте в журнале Справочник классного руководителя
- Сценарий конкурсной программы «Мы вместе!»
- Квиз. Как использовать новый формат интеллектуальной игры
- КВН «Космос влечет нас»
Учебно-воспитательные мероприятия:
- беседа;
- викторина;
- знакомство с интересными людьми;
- обсуждение;
- обучение;
- походы в театр;
- проведение экскурсий;
- соревнования.
Беседа, как форма внеклассной деятельности, предполагает разговор между учителем и учениками. Диалог повышает умственную активность, способствует развитию речи, поддерживает интерес и фокусирует внимание. Старшеклассники могут самостоятельно вести и удерживать обсуждение в нужных рамках. В начальной школе учитель определяет линию разговора, задавая ученикам нужные вопросы.
Существуют беседы разных типов:
- предварительные;
- эвристические (где учитель помогает находить истину с помощью рассуждений);
- коммуникативные;
- воспроизводящие (закрепляющий изучаемый материал);
- обобщающий (продолжающийся по окончании внеклассной деятельности);
- повторяющийся.
Познавательные мероприятия:
- олимпиады;
- конкурсы;
- выставки детского творчества.
Такие формы предназначены для того, чтобы простимулировать образовательную и познавательную деятельность учащихся. Этот процесс подогревает желание соревноваться в изучении таких дисциплин, как иностранный и русский языки, математика, физика, литература и химия.
Экскурсия – один из способов провести внеурочное время, которое будет интересно как начальной школе, так и подросткам. Такая деятельность развивает:
- навыки наблюдения;
- изучение разнообразных объектов;
- знакомство с окружающей средой.
Экскурсии с гидом могут быть организованы практически по любому школьному предмету для учащихся любого возраста. В младших классах экскурсии необходимы для изучения естествознания и знакомства с окружающим миром. Для учащихся старших классов и колледжей организуются экскурсии по урокам географии и истории. Данный формат мероприятий призван расширять кругозор детей любого возраста.
Досуговые мероприятия преследует несколько целей – научить новым навыкам и способностям. Они могут быть реализованы в виде мастер-классов (кройка и шитье, кулинария, рисование, фотография, лепка). В форме театрального кружка, конкурса или интеллектуальной игры.
Творческая форма деятельности включает в себя:
- кружки;
- творческие объединения;
- факультативы;
- мастерские.
Креативность детей под руководством и воспитанием учителей является одним из элементов системы при выполнении этих видов внеклассной деятельности.
Спортивные и развлекательные мероприятия:
- конкурсы;
- соревнования;
- спортивные игры;
- походы.
Спортивно-оздоровительные мероприятия помогают привить любовь к спорту и внедрить физическую культуру в повседневную жизнь и быт школьников.
При выборе внеклассных занятий для школьников надо учитывать разницу в возрасте между участниками мероприятий. Например, для начальных классов лучше подготовить занятия с элементами физической активности, конкурсы, игры, экскурсии. Старшеклассники способны воспринимать длительную и монотонную подачу информации. Для них подойдут мероприятия в формате театральные постановки, КВН, турпоходы и брейн-ринги.
Читайте в журнале Справочник классного руководителя
- Конкурс «Минута славы» для 5‑11‑х классов
- Как организовать выездное мероприятие на осенних каникулах
- Литературная викторина «А помнишь ли ты. »
Этапы подготовки внеклассных мероприятий в школе
Существует четыре этапа, которые позволят успешно провести школьное мероприятие для каждого типа и любой формы внеклассной деятельности:
- Создание структура мероприятия;
- Процесс подготовки;
- Проведение мероприятие;
- Анализ урока (самооценка).
На первом этапе определяется тема мероприятия. Ставятся цели и задачи (дидактические, развивающие и воспитательные). Подбираются методы и инструменты для проведения урока. Определяются и устанавливаются формы проведения внеклассной деятельности.
На втором подготовительном этапе, участников информируют о предстоящем мероприятии с помощью рекламных плакатов и объявлений. Ведется подготовка места проведения события. На этом этапе подбирается материал, необходимый для проведения внеаудиторной деятельности (литература, учебный материал). Пишется сценарий, и проходят репетиции.
После мероприятия необходимо проанализировать следующие аспекты: уместность используемой формы, актуальность поставленных задач, возрастное соответствие, компетентность учителя и подготовка учеников, организация внеклассных занятий.
Организация внеклассных занятий является важным направлением деятельности образовательных учреждений. Внеурочные часы проведенные с детьми в более свободной обстановке, за пределами обычной школьной среды, необходимы. Для самого учителя также важны школьные мероприятия. Они позволяют сближаться с детьми, строить и поддерживать доверительные отношения с учениками.
Приглашаем вас на онлайн-курсы в Школу Менеджера Образования
Признанные эксперты отрасли подготовили для вас курсы повышения квалификации.
Вы можете пройти обучение по следующим направлениям:
В уроках – примеры, готовые алгоритмы, тренажеры, чек-листы и шаблоны документов. По итогам обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Чтобы вы изучили программы курсов, эксперты открыли для вас демо-доступ на семь дней.
Успейте воспользоваться доступом!
«Одной из целей национального развития нашей страны указом Президента поставлено развитие талантов каждого ребёнка. »
Министр просвещения России,
Кравцов Сергей Сергеевич
https://www.menobr.ru/article/65352-qqq-17-m11-vidy-vneklassnyh-meropriyatiy-v-shkole